Один из контуров связан с рабочими цилиндрами передних и задних колес, другой контур – только с рабочими цилиндрами передних колес. При исправной системе работают оба контура. В случае отказа (разгерметизации) одного из контуров, второй продолжает обеспечивать торможение автомобиля, но с меньшей эффективностью.
Жидкость, заполняющая тормозную систему, выполняет главную функцию – передает по трубопроводам и шлангам усилие нажатия педали тормоза к рабочим цилиндрам, прижимающим колодки к барабанам или дискам, из-за чего и происходит снижение скорости и остановка автомобиля.
Применяемая в автомобилях «Шевроле-Нива» тормозная жидкость соответствует стандарту DOT4 и почти на 98% состоит из полигликоля. Оставшиеся проценты составляют присадки, улучшающие характеристики основы и выполняющие ряд ценных функций: защита металлических деталей от коррозии, и уменьшение окисления ТЖ под воздействием высоких температур.
Все виды жидкостей характеризуются двумя параметрам – кинематической вязкостью и температурой кипения.
Первый отвечает за способность жидкости циркулировать в магистралях при эксплуатационных температурах от -40 до +100 градусов.
Второй – за предотвращение паровых пробок, которые возникают при кипении ТЗ и неизбежно приводят к отказу тормозов.
Различают две тепловых характеристики ТЖ – температура кипения без примесей воды («сухая» ТЖ) и температура кипения при содержании до 3.5% воды («увлажненная» ТЖ).
Все тормозные жидкости на основе полигликоля очень гигроскопичны, т.е. склонны к поглощению влаги из окружающей среды.
Независимо от того, стоит ли автомобиль в гараже или круглосуточно эксплуатируется, залитая в его системы «тормозуха» постоянно впитывает влагу (вспомните «дыхательное» отверстие в крышке бачка!).
За какое-то время содержание воды в полигликоле повысится выше допустимого, соответственно, катастрофически упадут вязкостные и температурные свойства ТЖ.
Используемая в Шевроле-Ниве жидкость DOT4, по сравнению с DOT 3, более умеренно впитывает воду, имеет улучшенные температурные показатели:
Согласно стандарту FMVSS 116, указанные в таблице 150 градусов – предельная температура, до которой может нагреться, без кипения и образования паровых пробок, тормозная жидкость при экстренном торможении автомобиля со скорости 160 км/час до полной остановки.
Просьба запомнить. Что бы ни говорили коллеги о том, что со скоростью 160 они никогда в жизни не ездили и ездить не будут, им не стоит забывать, что с каждым днем воды в «тормозухе» все больше и больше, и однажды педаль может «встать колом» при минус 20, или летом, при затяжном спуске с горы, «провалиться» до пола. Со всеми печальными последствиями.
Изготовитель Шевроле-Нивы рекомендует полностью заменять тормозную жидкость каждые три года.
Эти рекомендации основываются на темпах гидратации ТЖ и утрате ей основных качеств в усредненных климатических условиях.
Для первой заливки на заводе используется тормозная жидкость DOT4, SAEJ 1703, FMSS 116, брендов РОСДОТ («Тосол-Синтез», г. Дзержинск) и КАПРОС-ДОТ («Сибур-Нефтехим», г. Дзержинск).
При желании, можно применять продукцию других брендов, если их маркировка совпадает с «оригиналом».
Категорически не рекомендуется использовать ТЖ других марок, например DOT3 или DOT5.
Подготовка к работам по замене:
Будьте внимательны. Не допускайте падения уровня жидкости в бачке ниже «Min». Если система засосет воздух – все придется начинать сначала.
Предупредите помощника: По мере выхода старой «тормозухи», педаль под его ногой будет подаваться вперед(проваливаться).
Не забудьте вернуть на место защитные колпачки штуцеров прокачки!
Колпачки. Фото: Яндекс.Картинки
Работаем с учетом двух контуров системы по принципу «крест-накрест» и «первым – дальний от главного цилиндра»:
Всё. Тормозная система заполнена свежей жидкостью. Но рано радоваться. Осталась еще
Главный и рабочий цилиндры, соединительный трубопровод и бачок системы заполнены такой же тормозной жидкостью, выполняющей те же функции – передавать усилие педали на диафрагменную пружину, включая и выключая сцепление.
На Шевроле-Ниве гидропривод сцепления конструктивно схож с «классикой» ВАЗа, и, в принципе, в него можно залить и DOT3, но не будем отступать от требований завода.
Тем более, что в систему вмещается 0,153 л, а мы купили целый литр.
Порядок выполнения прокачки такой же:
Уже освоенные действия осложняются тем, что доступ к выпускному клапану (штуцеру) рабочего цилиндра сцепления достаточно затруднен.
При работах с тормозной жидкостью, помните:
В некоторых весьма уважаемых источниках можно найти описание и других способов замены тормозной жидкости, по аналогии с применяемой на автозаводах технологией заправки новой системы под давлением.
К сожалению, среди коллег и работников действующих автосервисов пока не довелось встретить людей, реально выполнявших такие работы в одиночку.
Так что, будем испытывать глубокое удовлетворение от работы, выполненной традиционным способом.
Замену тормозной жидкости на автомобиле Шевроле Нива завод-изготовитель рекомендует проводить каждые три года эксплуатации или через каждые 45 тыс. км пробега.
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.
Откачиваем старую жидкость из бачка шприцем или резиновой грушей.
Внимание! Тормозная жидкость, попавшая на лакокрасочное покрытие, пластмассовые детали и проводку автомобиля, может вызвать их повреждение. Немедленно удалите ее чистой ветошью.
Далее вам предстоит прокачать гидропривод тормозной системы до тех пор, пока новая жидкость (более светлая, чем старая) не начнет выходить из штуцеров прокачки всех рабочих цилиндров.
Прокачку для замены жидкости проводим при неработающем двигателе сначала на одном контуре, а затем на другом в следующей последовательности:
Очищаем от грязи штуцер прокачки тормозного механизма правого заднего колеса.
Накидным ключом «на 8» ослабляем затяжку штуцера прокачки.
Надеваем на штуцер шланг, а свободный его конец погружаем в емкость, частично заполненную рабочей жидкостью.
Помощник должен энергично нажать на педаль тормоза до упора 1–2 раза и удерживать ее нажатой.
При этом из шланга будет вытекать жидкость. Как только жидкость перестанет вытекать из шланга, заворачиваем штуцер, и лишь после этого помощник может отпустить педаль. Повторяем эту операцию до тех пор, пока из штуцера не пойдет новая тормозная жидкость (более светлая, чем старая). Снимаем шланг, насухо вытираем штуцер прокачки и надеваем на него защитный колпачок.
Накидным ключом «на 8» ослабляем затяжку штуцера прокачки.
Надеваем на штуцер шланг, а свободный его конец погружаем в емкость, частично заполненную рабочей жидкостью.
Прокачиваем, как описано выше, тормозной механизм левого переднего колеса. При этом прокачку осуществляем через оба штуцера.
Аналогично прокачиваем тормозные механизмы другого контура.
При прокачке нужно следить за уровнем жидкости в бачке и доливать жидкость.
После прокачки гидропривода тормозов доводим уровень жидкости в бачке до нормы.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
Adblock