Моду на этот формат транспортного средства задала японская компания Toyota, представив более 30 лет назад модель RAV Four. Название расшифровывается «автомобиль для активного отдыха», и в техническом оснащении удачно сочетались элементы внедорожника (подвеска, полный привод) и возможность комфортной езды по асфальтированным дорогам. Автомобили Toyota не зря всегда в топе самых продаваемых, умеют там угадывать тренды.
Нельзя сказать, что до Toyota другие производители не «изобретали» кроссовер. Автомобильный рынок существует за счет продаж, и автоконцерны находятся в постоянном поиске новых решений. «Прикрутить» полный привод универсалу пытались довольно часто, иногда получались удачные решения. Взять, например, отечественную «Ниву», изначальная задумка оказалась настолько передовой, что выпускается уже 46 лет.
Как только не называют кроссоверы: и «паркетники», SUV, CUV и J-класс. Но для ясности перечисли основные особенности этих автомобилей, являющихся промежуточным вариантом между полноценным внедорожником и исключительно дорожным моно приводным седаном.
Почему же на автомобильном рынке покупатели выбирают кроссоверы (и покупатели готовы за них переплачивать):
1. Универсальность. Но большая чем у кузова «универсал». Это, пожалуй, основной посыл от автопроизводителей, и одна из главных причин покупки у практичных покупателей. У кроссовера большой багажник, трансформируемый салон, рейлинги на крышке. Погрузить можно больше, и на дачу проехать не дожидаясь пока высохнет грязь на грунтовке. А выехать из нечищенного от снега двора зимой не составит проблем. А по трассе на дальние расстояния: высокая посадка, хорошая обзорность и безопасность (за счет массы и размеров).
Но за универсальность нужно платить: больше при покупке в салоне, больше на заправке и мойке, больше за резину и ТО. Да и проходимость «в поле» не сравнится с рамным внедорожником с «честным» приводом типа part-time. А на трассе управляемость хуже приземистого и более легкого седана.
2. Мода. В автомобильном мире хорошо видны психологические законы, управляющие поведением человека. Мода на кроссоверы частично навязана голливудскими фильмами. И сами производители будут делать все возможное для повышения продаж нового формата. Реклама (в том числе скрытая) в авто индустрии развита лучше, чем мы думаем.
3. Размер. В среднем кроссовер чуть больше хэтчбека (хотя может иметь с ним одну платформу). Можно комфортнее разместить пассажиров, увести больше груза. Да и обладать большей машиной престижнее, как с размерными классами у животных, от психологии не уйти.
У нас в стране частично спрос на «солидные» кроссоверы обусловлен желанием обладать большей машиной за меньшие деньги (принцип «казаться, а не быть»). Куплю, что бы быть не хуже соседа и на дороге «уважать» будут. А полный привод ни разу за год не подключался, а зачем, если кроссовер ни разу не съезжал с асфальта.
Кроссоверы и внедорожники заняли больше двух третей российского рынка. Доля продаж авто этого типа превысила 68%, сообщили в «Автостат Инфо». В июле россияне купили 66 тыс. подобных машин, что в 3,5 раза больше, чем за тот же месяц 2022 года. Причем 46 тыс. из них — китайского производства. Девять из 10 самых популярных моделей кроссоверов и внедорожников тоже китайские. Единственной отечественной стала Lada Niva, которая заняла первое место по продажам. На втором и третьем месте расположились Chery Tiggo 7 Pro и Haval Jolion.
Развернуть на весь экран
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Доля кроссоверов в России увеличивается в основном из-за расширения продаж брендов, которых раньше на рынке не было, считает главный редактор журнала «Автопанорама» Станислав Павлов:
«Такой большой процент продаж в последнее время связан с тем, что из России ушли одни компании, а на смену им пришли новые игроки. Они провели маркетинговые исследования и пришли к логичному выводу, что в РФ первым делом надо везти кроссоверы и внедорожники. То есть автомобили с большим клиренсом и иногда с полным приводом.
Думаю, что этот процент может еще немножко подрасти, но потом разбавиться автомобилями других типов. Среди машин, которые завозятся по так называемому параллельному импорту, доля кроссоверов может быть еще больше».
Два года назад в топе популярных кроссоверов и внедорожников в России, помимо Lada Niva, были Renault Duster, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan. Теперь ни одной из этих моделей нет даже в двадцатке самых продаваемых авто этого класса. Между тем кроссоверы люкс- и премиум-сегмента в Россию продолжают поставляться, хотя и в заметно меньших объемах.
“Ъ FM” спросил у учредителя компании «Автодегустатор» Арарата Мардояна, который занимается оптовыми продажами авто по параллельному импорту, какие «санкционные» модели сейчас наиболее популярны, и сколько они стоят:
«Спрос упал на кроссоверы С-класса и выше. Если мы говорим про санкционные модели, очень большую популярность всегда имела немецкая тройка — BMW X5, X6, Audi Q7, Q8, Mercedes-Benz GLE, GLS, GL. Также пользовались популярностью Maserati, Porsche. Завоз, логистика — все стало очень сложным. Дилеры в основном делали упор именно на кроссоверы, потому что они быстро продаются.
Что касается ценового диапазона, любую цену, которую мы получаем от поставщика перед продажей, в среднем умножаем на 1,5. Например, цена на BMW X5, X6 перед ввозом в РФ варьируется от €80 тыс. до €150 тыс. Audi Q8, Q7 — от €70 тыс. до €110 тыс. Вот эти цены умножаются на 1,5, и после этого уже формирует их стоимость для продажи или дилерам, или даже конечному потребителю.
Где-то €150-160 тыс. такие авто будут стоить после растаможки. И у дилеров исторически маржинальность — 5-6%. Но это сейчас настолько неконтролируемый процесс, у каждого разные источники. Один дилер может купить по одной цене, второй — по другой».
Этим летом спрос на подержанные авто существенно вырос, рассказывали “Ъ FM” представители отрасли. Одна из причин — в повышении утильсбора на новые машины, в результате чего их конечная стоимость могла увеличиться на несколько сотен тысяч рублей. Из-за этого россияне обращали большее внимание на вторичный рынок. “Ъ” сообщал, что там цены пока резко не выросли, но, по словам дилеров, удорожание неизбежно.
Adblock