Поршни могут сортироваться на 2 группы по массе. Группа более тяжелых поршней имеет маркировку знаком «+» на днище. Или наносится крест черной краской снаружи спереди около бобышки под палец. В двигатель ЗМЗ-40911.10 Евро-4 и Евро-5 должны устанавливаться поршни одной группы по массе. Поршни к цилиндрам должны быть подобраны группа в группу, в соответствии с таблицей ниже
Допускается подбор поршней к цилиндрам, в том числе к работавшим цилиндрам, без их обработки, из соседних групп при прохождении поршнем нижеприведенной проверки.
Рекомендуется проверить пригодность поршня для работы в цилиндре, как указано далее:
— Поршень в перевернутом положении под действием собственной массы или под действием легких толчков пальцев руки должен медленно опускаться по цилиндру.
— Замерить усилие протягивания динамометром ленты-щупа толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм, опущенного на глубину 35 мм между стенкой цилиндра и вставленным в него в перевернутом положении поршнем.
Нижний край юбки поршня должен быть углублен на 10 мм относительно верхнего торца блока. Ленту-щуп надо размещать в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. То есть по наибольшему диаметру поршня. Усилие при протягивании ленты-щупа должно быть 29-39 Н (3-4 кгс) для новых цилиндров и поршней. Замеры цилиндров, поршней и протяжку поршней надо производить при температуре деталей плюс 17-23 градуса.
Устанавливаемые на двигатель жесткая и мягкая прокладки головки цилиндров имеют разную толщину в сжатом состоянии. Жесткая — тоньше. В случае установки жесткой прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-40911.10 Евро-4 и Евро-5, надо применять поршни имеющие расстояние от оси отверстия под палец до днища равное 33,5±0,05 мм.
— 40904.1004015-10 (имеет маркировку «40904-10»).
— 40904.1004015-10-АР (имеет маркировку «40904-10-АР»).
— 40904.1004015-20 (имеет маркировку «40904-20»).
В случае установки мягкой (асбо-стальной) прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-40911.10 Евро-4 и Евро-5, надо применять поршни, у которых расстояние от оси отверстия под палец до днища равно 34±0,05 мм.
Поршни по диаметру отверстия под палец могут сортироваться на 2 размерные группы. Они маркируются римской цифрой на днище.
Также поршни по диаметру отверстия под палец могут сортироваться на 4 размерные группы, которые маркируются краской на весовой бобышке или на площадке для подгонки по массе снизу поршня.
Поршневые пальцы по наружному диаметру могут сортироваться на 2 размерные группы, которые маркируются римской цифрой на торце.
Также поршневые пальцы по наружному диаметру могут сортироваться на 5 размерных групп, которые маркируются краской на внутренней поверхности или торце. Либо латинскими буквами на торце.
Поршневые пальцы с разбивкой на 2 размерные группы надо подбирать к поршням, имеющим разбивку на две размерные группы по диаметру отверстия под поршневой палец, группа в группу, в соответствии с маркировкой.
Поршневые пальцы с разбивкой на 5 размерных групп надо подбирать к поршням, имеющим разбивку на две размерные группы по диаметру отверстия под поршневой палец, в соответствии с таблицей ниже. Установка поршневых пальцев в поршень в этих случаях производится без нагрева поршня.
Поршневой палец с разбивкой на 5 размерных групп надо подбирать к поршню, имеющему разбивку на 4 размерные группы по диаметру отверстия под палец. Одной размерной группы или соседних групп в сторону увеличения зазора в соответствии с таблицей ниже.
Установка пальца в поршень при подборе пальца одной размерной группы с поршнем должна производиться с предварительным нагревом поршня до температуры 60-80 ºС. При подборе пальца соседней размерной группы с поршнем в сторону увеличения зазора установка пальца может производиться без нагрева поршня.
Шатуны по диаметру отверстия втулки под палец сортируются на 4 размерные группы и маркируются краской на стержне около поршневой головки.
Поршневой палец должен устанавливаться в шатун в соответствии с таблицей ниже, согласно маркировке размерной группы.
При температуре деталей 20±3 ºС слегка смазанный палец должен плотно входить в отверстие втулки поршневой головки шатуна под действием большого пальца руки и перемещаться без заедания, а так же не выпадать из отверстия шатуна под действием собственного веса в течение не менее 2 секунд.
Шатуны в сборе с крышкой по массе сортируются на четыре группы. Они маркируются краской на крышке шатуна.
— Белый – соответствует массе шатуна 900-905 г.
— Зеленый – 895-900 г.
— Желтый – 890-895 г.
— Голубой – 885-890 г.
Для установки в двигатель ЗМЗ-40911.10 Евро-4 и Евро-5 следует брать шатуны одной группы по массе. Разница массы устанавливаемых в двигатель узлов (поршень с шатуном) не должна превышать 10 грамм.
В случае установки в поршень, имеющий цветовую маркировку группы диаметра отверстия под палец, пальца, принадлежащего к той же размерной группе (одинакового цвета маркировки), поршень необходимо нагреть до температуры 60-80 ºС. В остальных случаях установка пальца в поршень осуществляется без нагрева поршня. Перед установкой поршневой палец надо смазать моторным маслом, применяемым на двигателе, и вставить в отверстия поршня и шатуна.
Шатуны и поршни при сборке с поршневым пальцем должны быть сориентированы следующим образом: надпись «FRONT» или «ПЕРЕД» на поршне, выступ А на кривошипной головке шатуна должны быть направлены в одну сторону.
Замерить тепловой зазор в стыке колец, помещенных в верхнюю неизношенную часть цилиндра. От верхней кромки цилиндра до места расположения первого компрессионного кольца при нахождении поршня в ВМТ. Он должен быть для нового кольца в соответствии с таблицей ниже. Поверхность цилиндра предварительно очистить от нагара.
— Поршневые кольца фирмы «Buzuluk» имеют маркировку «КО».
— Поршневые кольца фирмы «Dong Yang Piston» имеют маркировку «R».
Для работавшего кольца зазор должен быть не более 1,5 мм. Установка изношенных колец с зазором более 1,5 мм приведет к повышенному угару масла. Перед установкой надо очистить канавки для поршневых колец и днища поршней от нагара. Замерить щупом боковой зазор между компрессионными кольцами и стенкой поршневой канавки.
Для изношенных колец и поршней допускается максимальный зазор не более 0,15 мм. Больший зазор приведет к увеличенному угару масла за счет «насосного» действия колец. Заменить, при необходимости, изношенное кольцо или поршень.
Надеть с помощью приспособления поршневые кольца на поршень. Нижнее компрессионное кольцо устанавливать надписью «TOP» (верх) или маркировкой товарного знака предприятия-изготовителя в сторону днища (верха) поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.
Вставить поршни в цилиндры следующим образом:
— Сориентировать поршень с шатуном таким образом, чтобы надпись «FRONT» или «ПЕРЕД» на поршне была обращена в сторону переднего торца блока цилиндров.
— Протереть салфеткой постели шатунов и их крышек. Протереть и вставить в них вкладыши.
— Повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ.
— Смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чистым маслом, применяемым для двигателя.
— При установке в цилиндр поршня с комплектом колец со сборным маcлосъемным кольцом, состоящим из двух плоских кольцевых дисковых элементов и пружинного расширителя, замки компрессионных колец сместить на 180° друг относительно друга. Замки кольцевых дисковых элементов маслосъемного кольца установить один к другому под углом 180° и под углом 90° к замкам компрессионных колец. Замок пружинного расширителя установить под углом 45° к замку одного из кольцевых дисковых элементов.
— При установке в цилиндр поршня с комплектом колец со сборным маслосъемным кольцом, состоящим из одного кольца и пружинного расширителя, замки комплекта колец сместить на 120° друг относительно друга. При этом стык пружинного расширителя, до установки кольца на поршень, должен быть размещен с противоположной стороны замка маслосъемного кольца.
— С помощью специальной оправки с внутренней конусной поверхностью сжать кольца и вставить поршень в цилиндр.
Перед установкой поршня следует еще раз проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре. Подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке и наконечники, надеть крышку шатуна. Крышка шатуна на шатун должна быть установлена так, чтобы уступ Б (рисунок выше) на крышке шатуна и выступ А на кривошипной головке или пазы под вкладыши располагались с одной стороны. Завернуть гайки болтов шатунов динамометрическим ключом моментом 68-75 Нм (6,8-7,5 кгсм).
В таком же порядке вставить поршень с шатуном четвертого цилиндра. Повернуть коленчатый вал на 180 градусов и вставить поршни с шатунами второго и третьего цилиндров. Повернуть несколько раз коленчатый вал. Он должен вращаться легко от небольшого усилия.
Параметры поршней двигателя ЗМЗ 409 определяются техническими условиями производителя.
Диаметр стандартный поршня составляет 95.5 (мм), высота – 70 (мм).
Основные размеры поршней двигателя внутреннего сгорания марки ЗМЗ 409, который используется при комплектации автомобилей бренда УАЗ (УАЗ-3159, УАЗ-452, УАЗ-452А, УАЗ-452В, прочие), в соответствии с чертежами конструкторского отдела Заволжского Моторного Завода (Россия):
Единицы измерения параметров поршней двигателя ЗМЗ 409 – миллиметры (мм).
Стандартные и ремонтные размеры юбок поршней двигателя внутреннего сгорания марки ЗМЗ 409 (формат обозначения размеров – диаметр наружный):
Поршни производятся из алюминиевого сплава АК12ММгН.
Поршни классифицируются по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г, Д, при этом буквенная маркировка выбивается на днище изделия.
Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром составляет 0.25 (мм).
Важно: двигатель ЗМЗ 409 является рядным четырёхцилиндровым инжекторным бензиновым, количество клапанов на цилиндр – 4, объём двигателя составляет 2693 (см 3 ), мощность – до 144 (л.с.), расход топлива – от 13.5 (л) до 17 (л) на 100 (км).
Adblock