Свеча зажигания развивалась вместе с двигателем внутреннего сгорания, но самая ранняя демонстрация использования электрической искры для воспламенения топливно-воздушной смеси состоялась ещё в 1777 году. В том же году известный выдумщик Алессандро Вольта зарядил игрушечный пистолет смесью болотного газа и воздуха, закупорил дуло и воспламенил заряд искрой от лейденовой банки. В 1860 году французский инженер Жан Ленуар создал то, что больше всего напоминает современную свечу зажигания. Он объединил изолятор, электроды и разрядник в единое целое, а в 1885 году усовершенствовал своё изобретение.
В начале 1900-х годов Роберт и Фрэнк Странахан, братья и партнёры по импорту автомобильных запчастей, решили создать более эффективную и долговечную свечу зажигания. Они добавили прокладки между металлической оболочкой и фарфоровым изолятором, упростили производство и уменьшили возможность утечки газа через прокладки. В 1909 году Роберт Странахан занялся производством свечей зажигания, заняв в то время рынок.
И тут началась эра автомобилей. Изменения в системах зажигания, топливе и требованиях к производительности поставили и новые требования к свечам зажигания. Хотя основная конструкция и функции вилки мало изменились с момента её создания, было испробовано ошеломляющее разнообразие и количество материалов электродов и изоляторов.
С точки зрения конструкции этот небольшой элемент не такой простой, как кажется на первый взгляд. По факту это высокоточное оборудование.
Подавляющее большинство свечей зажигания имеют аналогичную (хотя и необязательно идентичную) конструкцию:
В зависимости от их рабочих температур свечи делятся на два типа:
В зависимости от используемого материала свечи зажигания бывают:
Основных функций свечей зажигания всего две: воспламенять воздушно-топливную смесь и отводить тепло от камеры сгорания. Важные параметры свечей, которые имеют значение при их выборе и установке:
Маркировка свечей зажигания читается примерно так, как указано на картинке ниже.
У устройств отечественного производства маркировка будет чуть другая.
Здесь всё будет зависеть от типа двигателя в автомобиле. Например, на УАЗы с УМЗ-417 (карбюратор), имеющим бесконтактную систему зажигания, устанавливались свечи типа А11 или А-14М, в которых зазор свечей составлял 0,8-0,95 мм. А вот для мотора УМЗ-4218 подходят свечи типа А11Р, А14ВР, NR17YC «Brisk» или аналогичные.
Для двигателя ЗМЗ-409 (инжектор) применяется свеча зажигания А14ДВР или её аналог, так указано в руководстве. Надо сказать, что с заводского конвейера уазики сходят укомплектованные свечами бренда «Brisk». В каталоге компании можно найти свечи, наилучшим образом подходящие для конкретной модели автомобиля и, что очень важно, модификации двигателя.
Порядок подбора иностранных аналогов свечей зажигания для УАЗ довольно сложный. Всё потому, что зарубежные производители не обязаны придерживаться системы единой маркировки. Поэтому приходится штудировать каталоги, сравнивая параметры, или использовать таблицы взаимозаменяемости.
Наверное, однозначно сказать, какие свечи лучше или хуже, нельзя. Однако стоит отдать предпочтение иридиевым элементам, поскольку они считаются самыми прочными и износостойкими, хотя их цена сильно отличается от аналогов, изготовленных из другого материала.
У свечей зажигания есть свой ресурс работы. Его обычно определяет производитель, указывая интервалы пробега в километрах. На работоспособность элемента влияют ещё несколько факторов, главные из которых:
Из-за загрязнения продуктами неполного сгорания, увеличения искрового зазора или износа электродов и провода свечей зажигания на УАЗ эти устройства могут перестать выполнять свои функции. Тут надо сказать, что всё-таки техническое состояние двигателя — основная причина, почему отказывают свечи зажигания на УАЗ или любой другой машине.
Например, причина того, что свечи зажигания на УАЗ чёрные, — попадание масла в камеру сгорания (если нагар масляный) или неверная регулировка карбюратора, изменение в искровом зазоре, высокое калильное число и т. д. Более подробно об этом в таблице ниже.
Диагностика работоспособности свечей проводится разными способами. Анализируя цвет изолятора (как на таблице выше), опытный механик может получить массу информации об условиях работы двигателя. Ещё используют специальное оборудование, на котором проверяют бесперебойность искрообразования, а также герметичность соединения деталей свечи. Элемент будет считаться неисправным при перебоях в искрообразовании, которые нельзя устранить очисткой от нагара, под давлением в барокамере.
Правильно подобранные свечи зажигания, взаимодействующие с качественным топливом, прослужат без замены достаточно долгое время: 30-60 тыс. км, а иридиевые или платиновые ещё дольше. Вот почему при выборе свечей зажигания так важно хорошо разбираться в маркировке, типах и их назначении, такие знания помогут вам выбрать лучшие свечи для вашего уазика.
Свечи зажигания какого бренда используете вы?